Образцова Наталья Васильевна, воспитатель ГБДОУ д/с №4 Калининского района г. Санкт-Петербург

Значение развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста и как ее развивать.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Всё сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию мелкой моторики детей в дошкольном возрасте.

Мелкую моторику рук развивают:

1. Игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

2. Игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

3. Игры с бусинками«Разноцветные бусы», «Сделаем кукле бусы».

Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина).

4. Игры-шнуровки:

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

 

5. Рисование красками, пальчиками и ладошками

Научит ребенка держать в руке карандаш, кисточку. Очень поможет использование нетрадиционных техник рисования: пальчиками, методом тычка, отпечатком, ладошками, ватными палочками и т.д.

 

6. Рисование пластилином и тестом

Вы думаете из пластилина можно только лепить? Зря! Им можно рисовать такую красоту! Вам понадобится плотная бумага или картон. Лепим маленький шарик, кладём на бумагу и прижимаем пальчиком. Осенью нарисуйте рябину, зимой – шарики на ёлке, летом – цветы.

7. Работа с крупами.

Запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне ребенка ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Можно поручить сортировку и перебирание различных круп, но только под присмотром взрослых.

8. Работа с природными материалами: шишки, камушки, ракушки. Можно строить из них различного вида дорожки, заборчики, а также смешивать и перебирать их по группам.

9. Работа с закручиванием и откручиванием крышечек.

 

10.  Игры с прищепками:

Развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

11.  Игры на развитие тактильного восприятия.

 «Гладкий – шероховатый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребёнок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками определяет их на ощупь, что это)

12.  Различные игры с водой

Наливание, переливание, мытье игрушечной посуды, стирка и отжим

13. Пазлы (твёрдые и мягкие)

14. Конструирование

15. Аппликация

 Учить рвать и мять бумагу, наклеивать.

16. Массажи и самомассажи с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами.

17. Расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, молний

7 мая 2022 в 13:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.