Образцова Наталья Васильевна, воспитатель ГБДОУ д/с №4 Калининского района г. Санкт-Петербург
Современные педагогические технологии укрепления и формирования здоровья дошкольниковСовременные педагогические технологии укрепления и формирования здоровья дошкольников
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. В практике работы ДОУ успешно используются различные виды здоровьесберегающих технологий: 1.медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников; организация и контроль питания детей, физического воспитания, закаливания; организация профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в учреждении. 2. физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, дорожки здоровья и др. 3. здоровьесберегающие образовательные технологии – это технологии обучения здоровому образу жизни. Цель этих технологий – становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетенции, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. 4. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка. Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. К этому виду технологий мы относим технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также педагоги и специалисты учреждения. В детском саду используются следующие формы организации здоровьесберегающей работы: ·Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю, из них 2 в физкультурном зале, а одно в форме прогулки повышенной двигательной активности на свежем воздухе, в виде подвижных игр и упражнений. ·Физминутки– во время занятий, продолжительность 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. ·Подвижныеи спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр. ·Утренняя гимнастика - ежедневно, в зависимости от погоды проводиться в помещении, либо на групповом участке ДОУ. ·Физические упражнения после дневного сна (гимнастика пробуждения) – ежедневно, продолжительностью 5-7 минут. ·Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно. В группах и на участках ДОУ оборудованы дорожки закаливания. ·Гимнастика для глаз –ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. ·Прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3.5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка; ·Коммуникативные игры –1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. ·Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально, либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повышать результативность учебно-воспитательного процесса, формировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств. 30 мая 2024 в 10:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.